Классификация дефектов рельсов
Все дефекты рельсов в зависимости от их вида, места расположения, причин происхождения классифицированы и имеют свой трехзначный код (см. табл. 1).
Основными видами повреждений, деформации и дефектов рельсов являются: трещины, отслоения, выкрашивания, смятия, истирания, наплывы, коррозия металла, механические повреждения рельсов в виде изгибов, пробуксовин, выкола подошвы, головки, внутренние усталостные дефекты, в металле рельса и т.д.
В зависимости от деформации или повреждения рельсы подразделяются на на остродефектные, могущие изломаться или разрушиться при под поездом и поэтому подлежащие немедленной замене, и дефектные, служебные свойства которых ниже нормативного уровня, но еще обеспечивают безопасный пропуск поездов с установленными или ограниченными скоростями.
По остродефектным рельсам с трещинами, без полного излома возможен пропуск отдельных поездов со скоростью движения не более 15 км/ч.
По рельсам типов Р75 и Р65 с внутренними трещинами, не выходящими на поверхность, разрешается пропуск поездов со скоростью до 25 км/ч.
Таблица 1.
Наименование дефекта и основная причина его появления
|
Расположение дефекта по длине рельсов
|
Кодовое обозначение
|
Схематическое изображение дефекта
|
Отслоение и выкрашивание металла на повехности катания головки - волосовин, закатов и т.п. |
В стыке
вне стыка
|
10.1
10.2
|
|
Выкрашивание металла на боковой рабочей выкружке головки |
В стыке
вне стыка
|
11.1
11.2
|
|
Пробоксовка рельсов колесами локомотивов |
В любом месте |
14 |
|
отслоение и выкрашивание металла на повехности катания в закаленном слое головки (при отсутствии наплавки) |
В стыке
вне стыка
|
17.1
17.2
|
|
Выкрашивание наплавленного слоя на поверхности катания головки рельса |
В любом месте |
18 |
|
Поперечные трещины в головке в виде светлых или темных пятен и изломы из-за них, вызванные внутренними пороками |
В стыке
вне стыка
|
20.1
20.2
|
|
Поперечные трещины в головке в виде светлых или темных пятен и изломы из-за них, вследствии недостаточной контактно-усталостной прочности |
В стыке
вне стыка
|
21.1
21.2
|
|
Поперечные трещины в головке и изломы из-за них, вследствии боксования, юза, прохода колес с ползунами или выбоинами |
В любом месте |
24 |
|
Поперечные трещины в головке и изломы из-за них, вследствии ударов по рельсу (инструментом, рельсом о рельс и др.) |
В любом месте |
25 |
|
Поперечные трещины в головке и изломы из-за нарушений технологии сварки рельсов |
В месте контактной сварки |
26.3 |
|
Закалочные трещины в закалочном слое металла головки |
В стыке
вне стыка
|
27.1
27.2
|
|
Вертикальное расслоение головки из-за остатков усадочной раковины |
В стыке
вне стыка
|
30В.1
30В.2
|
|
Горизонтальное расслоение головки из-за наличия скоплений неметаллических включений |
В стыке
вне стыка
|
30Г.1
30Г.2
|
|
Трещины в головке в месте приварки рельсовых соединителей |
В стыке |
38.1 |
|
Волнообразная деформация головки рельса |
По всей длине |
40 |
|
Смятие и вертикальный износ головки из-за недостаточной прочности металла |
В стыке
вне стыка
|
41.1
41.2
|
|
Смятие головки внутреннего рельса в кривой из-за его перегруза |
В любом месте |
43 |
|
Боковой износ головки рельсов сверх допускаемых норм |
По всей длине |
44 |
|
Смятие головки из-за неравномерности механических свойств металла в месте сварного стыка |
В месте контактной стыковой сварки |
46.3 |
|
Смятие головки в виде седловины в зоне болтового стыка |
В стыке |
47.1 |
|
Короткие волнообразные неровности (3-12 см.) на головке рельсов |
По всей длине |
49 |
|
Расслоение шейки вследствие дефектов технологии изготовления |
В стыке
вне стыка
|
50.1
50.2
|
|
Продольные трещины и выколы из-за них в местах перехода головки в шейку |
В стыке
вне стыка
|
52.1
52.2
|
|
Трещины в шейке от болтовых отверстий |
В стыке
вне стыка
|
53.1
53.2
|
|
Трещины в шейке от маркировочных знаков, ударо по шейке и др. |
В любом месте |
55 |
|
Трещины в шейке в месте сварного шва вследствии дефектов сварки |
В месте контактной стыковой сварки |
56.3 |
|
Коррозия шейки рельсов |
В любом месте |
59 |
|
Волосовины в подошве, трещины, выколы части подошвы и изломы из-за этих дефектов |
В стыке
вне стыка
|
60.1
60.2
|
|
Выколы в подошве без видимых дефектов в изломе |
В стыке
вне стыка
|
62.1
62.2
|
|
Трещины и выколы подошвы из-за ударов и др. мех. Повреждений |
В любом месте |
65 |
|
Трещины в подошве из-за нарушения технологии сварки рельсов |
В месте контактной стыковой сварки |
66.3 |
|
Коррозия подошвы рельсов и коррозиционно-усталостные трещины |
В любом месте |
69 |
|
Поперечные изломы рельсов из-за шлаковых включений и др. дефеуктов макроструктуры |
В стыке
вне стыка
|
70.1
70.2
|
|
Поперечные изломы рельсов вследствие прохода колес с большими ползунами или выбоинами |
В любом месте |
74 |
|
Поперечные изломы рельсов без видимых пороков в изломе |
В любом месте |
79 |
|
Изгибы рельсов при выгрузке с подвижного состава и т.п. |
В любом месте |
85 |
|
Нарушение прямолинейности рельсов, допущенное при сварке |
В месте контактной стыковой сварки |
86.3 |
|
Другие, кроме перечисленных выше, дефекты и повреждения рельсов. |
В стыке вне cтыка в сварном стыке
|
99.1 99.2
99.3
|
|