ООО "Металл-СКВТ"

Rambler's Top100

Классификация дефектов рельсов
 
 

Классификация дефектов рельсов


Все дефекты рельсов в зависимости от их вида, места расположения, причин происхождения классифицированы и имеют свой трехзначный код (см. табл. 1).

 Основными видами повреждений, деформации и дефектов рельсов являются: трещины, отслоения, выкрашивания, смятия, истирания, наплывы, коррозия металла, механические повреждения рельсов в виде изгибов, пробуксовин, выкола подошвы, головки, внутренние усталостные дефекты, в металле рельса и т.д.


В зависимости от деформации или повреждения рельсы подразделяются на на остродефектные, могущие изломаться или разрушиться при под поездом и поэтому подлежащие немедленной замене, и дефектные, служебные свойства которых ниже нормативного уровня, но еще обеспечивают безопасный пропуск поездов с установленными или ограниченными скоростями.       

По остродефектным рельсам с трещинами, без полного излома возможен пропуск отдельных поездов со скоростью движения не более 15 км/ч.

По рельсам типов Р75 и Р65 с внутренними трещинами, не выходящими на поверхность, разрешается пропуск поездов со скоростью до 25 км/ч.


Таблица 1.

Наименование дефекта и основная причина его появления

Расположение дефекта по длине рельсов

Кодовое обозначение

Схематическое изображение дефекта

Отслоение и выкрашивание металла на повехности катания головки - волосовин, закатов и т.п.

В стыке        

вне стыка

10.1       

10.2

Выкрашивание металла на боковой рабочей выкружке головки 

В стыке        

вне стыка

11.1       

11.2

Пробоксовка рельсов колесами локомотивов В любом месте 14
отслоение и выкрашивание металла на повехности катания в закаленном слое головки (при отсутствии наплавки)

В стыке        

вне стыка

17.1       

17.2

Выкрашивание наплавленного слоя на поверхности катания головки рельса В любом месте 18
Поперечные трещины в головке в виде светлых или темных пятен и изломы из-за них, вызванные внутренними пороками

В стыке        

вне стыка

20.1       

20.2

Поперечные трещины в головке в виде светлых или темных пятен и изломы из-за них, вследствии недостаточной контактно-усталостной прочности

В стыке        

вне стыка

21.1       

21.2

Поперечные трещины в головке  и изломы из-за них, вследствии боксования, юза, прохода колес с ползунами или выбоинами В любом месте 24
Поперечные трещины в головке  и изломы из-за них, вследствии ударов по рельсу (инструментом, рельсом о рельс и др.) В любом месте 25
Поперечные трещины в головке  и изломы из-за нарушений технологии сварки рельсов В месте контактной сварки 26.3
Закалочные трещины в закалочном слое металла головки

В стыке        

вне стыка

27.1       

27.2

Вертикальное расслоение головки из-за остатков усадочной раковины

В стыке        

вне стыка

30В.1

30В.2

Горизонтальное расслоение головки из-за наличия скоплений неметаллических включений

В стыке        

вне стыка

30Г.1

30Г.2

Трещины в головке в месте приварки рельсовых соединителей В стыке 38.1
Волнообразная деформация головки рельса По всей длине 40
Смятие и вертикальный износ головки из-за недостаточной прочности металла

В стыке        

вне стыка

41.1 

41.2

Смятие головки внутреннего рельса в кривой из-за его перегруза В любом месте 43
Боковой износ головки рельсов сверх допускаемых норм По всей длине 44
Смятие головки из-за неравномерности механических свойств металла в месте сварного стыка В месте контактной стыковой сварки 46.3
Смятие головки в виде седловины в зоне болтового стыка В стыке 47.1
Короткие волнообразные неровности (3-12 см.) на головке рельсов По всей длине 49
Расслоение шейки вследствие дефектов технологии изготовления

В стыке        

вне стыка

50.1

50.2

Продольные трещины и выколы из-за них в местах перехода головки в шейку

В стыке        

вне стыка

52.1       

52.2

Трещины в шейке от болтовых отверстий

В стыке        

вне стыка

53.1       

53.2

Трещины в шейке от маркировочных знаков, ударо по шейке и др. В любом месте 55
Трещины в шейке в месте сварного шва вследствии дефектов сварки В месте контактной стыковой сварки 56.3
Коррозия шейки рельсов В любом месте 59
Волосовины в подошве, трещины, выколы части подошвы и изломы из-за этих дефектов

В стыке        

вне стыка

60.1       

60.2

Выколы в подошве без видимых дефектов в изломе

В стыке        

вне стыка

62.1       

62.2

Трещины и выколы подошвы из-за ударов и др. мех. Повреждений В любом месте 65
Трещины в подошве из-за нарушения технологии сварки рельсов В месте контактной стыковой сварки 66.3
Коррозия подошвы рельсов и коррозиционно-усталостные трещины В любом месте 69
Поперечные изломы рельсов из-за шлаковых включений и др. дефеуктов макроструктуры

В стыке        

вне стыка

70.1

70.2

Поперечные изломы рельсов вследствие прохода колес с большими ползунами или выбоинами В любом месте 74
Поперечные изломы рельсов без видимых пороков в изломе В любом месте 79
Изгибы рельсов при выгрузке с подвижного состава и т.п. В любом месте 85
Нарушение прямолинейности рельсов, допущенное при сварке В месте контактной стыковой сварки 86.3
Другие, кроме перечисленных выше, дефекты и повреждения рельсов.

В стыке        вне cтыка            в сварном стыке

99.1        99.2            

99.3